Мотобуксировщик для глубокого снега
Наиболее популярный тип мотобуксировщика – мотобуксировщик для глубокого снега (МГС). МГС выпускается во множестве вариантов многими производителями и имеет сложившийся ряд типовых конструктивных совпадений. Не берусь судить какие МГС лучше, но постараюсь описать наиболее распространенные повторяющиеся элементы конструкции.
Ясно из названия, что главным качеством МГС является проходимость по снегу. Чем она достигается?
В прошлом самым лучшим движителем по снегу были охотничьи лыжи, которые не проваливались и не скользили. Чтобы не проваливаться, но при этом не таскать на ногах слишком большие и неповоротливые лыжи, их размер примерно равняется 0,2х1,5 м или 0,6 кв.м площадь двух лыж. Легко вычислить наилучший удельный показатель для передвижения по глубокому снегу – 100-150 кг/кв.м.
Отсюда общее стремление применить широкую и длинную гусеницу и максимально снизить вес буксировщика. Сам ездок при этом традиционно располагается в санях-корыте вместе с грузом.
Наиболее распространена схема, при которой сани-волокуши располагаются сзади буксировщика. Буксировщик при этом правильно именовать тягачем.
Главное требование к тягачу — не зарываться в глубоком снегу.
Чем меньше вес буксировщика, тем лучше проходимость, проще конструкция и меньше цена. При оптимальной по размерам (500х2828 мм) гусенице вес буксировщика не должен превышать 80 кг, что достигается отказом от каких бы то ни было излишеств.
Мощность двигателя хорошего тягача при стандартной гусенице достаточно иметь не свыше 11 л.с., но с некоторыми оговорками.
Первая причина, при которой выбирают более мощный двигатель, – это желание перевозить максимально большой груз. В идеальных условиях буксировщик тягач может перемещать до 500 кг. Ничего удивительного, если снег достаточно утрамбован или это поверхность водоема, где снег часто не бывает глубже 10 см, или это наст.
Действительно, глубокий и рыхлый снег встречается далеко не везде. Часто мотособаки покупают рыбаки и прицепляют по трое саней, где в каждой по два седока с грузом. В этом случае проходимость по глубокому снегу никакая, ну и переживать о ней незачем. Наилучшим будет тягач с передним расположением двигателя, с гусеницей 500х2828 и двигателем 15 л.с.
Еще тягловитей будет мотобуксировщик с комбинированным расположением нагрузки – одни сани спереди, двое сзади. Расположение двигателя сзади: водитель пятой точкой давит на переднюю часть мотособаки, увеличивая удельную нагрузку на грунт для лучшего сцепления. Уменьшенная по длине гусеница (500х2424мм) приветствуется.
И наоборот много людей, ценящих уединение, и лишний вес им противопоказан. Для них мотособака должна иметь наименьший собственный вес, чтобы ее мог погрузить без труда один человек.
Естественно, такой малыш способен хорошо двигаться по замерзшей реке, таща груз, включающий в себя одного седока с рыбацкими принадлежностями, и это может быть именно тем, что и требуется.
Ширина гусеницы самого маленького МБ – 380мм, мощность двигателя - 6,5 л.с.
Есть немало таких, кто хотел бы иметь буксировщик с максимально универсальными возможностями, например, с возможностью использования круглый год и по любым видам бездорожья.
И это возможно. И совсем не значит, что мотособака будет дороже. Главное, что отличает всесезонный мотобуксировщие – это подвеска или по-другому – ходовка. Снегоходовские колесики для грязи совершенно не годятся, а вот пневмоколеса и зимой обладают рядом преимуществ. Пневмоколеса почти совсем не боятся грязи и воды, их очень просто после поездки снять и обслужить (помыть в небольшом тазике и набить свежей смазки), что намного сложнее проделать с «бурановскими» тележками, разборка которых сложнее в разы, а замена смазки в закрытых подшипниках даже не практикуется. Единственным недостатком всесезонной подвески является ее жесткость (сидеть верхом некомфортно, как на тракторе), но нужно понимать, что мотособаки теряют свои снеголазательные качества, если на них усаживаются верхом. Если смотреть по-другому, то жесткость - одно из достоинств : буксировщик не валится на бок при поворотах.
Еще несколько слов о главном достоинстве мотособак (не считая стоимости конечно ) – проходимости по снегу.
Существует два разных подхода к решению этой задачи. Первый - увеличение площади сцепления с грунтом за счет использования увеличенной (3333х500 мм) гусеницы или опускания задней звездочки на грунт. Прицеплены сани сзади (тягач) или расположены спереди (толкач) – значения не имеет. Второй способ подразумевает использование высокорасположенного заднего вала буксировщика-тягача для движения на глиссировании (или по-ледокольному), т.е. двигаясь с поднятым носом тягача. Поднимают нос при движении двумя способами – переносят собственный вес, привстав в санях (или тележке), на переднюю часть прицепного устройства (надавливают ногой на шарнир сцепки или место близкое от него до поднятия носа тягача) или с помощью руля, если он специально закреплен. Закрепить руль совсем не трудно , например, с помощью куска цепи . При этом водитель выберет именно ту длину руля и такой угол его фиксации, который наиболее подходит персонально для него и его прицепа.
Толкач по глубокому снегу будет двигаться вслед за санями, по предварительно утрамбованному снегу.
Толкающие или тянущие возможности мотособаки по глубокому снегу почти не зависят от мощности двигателя и даже наоборот: чем мощней мотор, тем легче буксировщик закапывается, и чем мотор легче, тем уверенней он двигается и меньше проваливается за счет меньшего веса. Как бы не был совершенен мотобуксировщик, его проходимость по глубокому снегу не стоит идеализировать.
Укороченные буксировщики (МИНИ, гусеница 2424х500 мм) предпочитают владельцы не очень вместительных автомобилей, на которых перевозится буксировщик и те, кто хочет сэкономить деньги. Еще те, кто маневренность ставит выше снегопроходимости.
Укороченная база очень кстати при движении по пересеченной местности, например, в лесу, т.к. радиус поворота почти в два раза меньше, машину легче выдергивать, если она встала, легче поднять нос для преодоления препятствий. Другими словами, МИНИ гораздо более маневренны, но проигрывают в снегоходности.
Мотобуксировщики, сочетающие в себе приемлемую маневренность и хорошую проходимость по снегу, имеют гусеницу размерами 500х2828. Их можно считать, в хорошем смысле, «середнячками». Они наиболее универсальны и поэтому наиболее распространены.
Мы делаем также буксировщики для движения по льду и наслуде – это МБ с разрезной гусеницей и металлическими профилями, скрепляющими две половины разрезанной гусеницы, служацие вдобавок подобием шипов.
Выше я постарался изложить наш взгляд на основные виды мотобуксировщиков, выпускаемых сейчас, основные области их применения и некоторые принципы управления.
Постараемся теперь выбрать мотособаку, наиболее подходящую конкретно Вам.