Мотобуксировщик МБГ-1 Фишкар
1. ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ ОБ ИЗДЕЛИИ
Мотобуксировщик предназначен для передвижения людей на прицепных санях , а также перевозки небольшого груза в зимнее время по льду, твердому снегу или не глубокой снежной целине.
Мотобуксировщик предназначен для эксплуатации в районах с умеренным климатом на открытом воздухе в температурном интервале от минус 30ºС до плюс 5ºС и относительной влажности воздуха до 100%.
Мотобуксировщик прост в обращении, не требует специальных помещений для хранения, а возможность складывания мотобуксировщика в транспортировочное положение значительно облегчает его перевозку.
Лица моложе 14 лет не должны допускаться к эксплуатации мотобуксировщика. В данный паспорт и в Руководство по эксплуатации двигателя включены сведения по устройству и принципу работы, рекомендации по эксплуатации мотобуксировщика и двигателя, правила и условия хранения, транспортирования, а также рекомендации по техническому обслуживанию.
Срок службы Вашего мотобуксировщика будет максимальным, если Вы будете строго соблюдать правила эксплуатации, технического обслуживания и хранения, изложенные в данном паспорте. В связи с постоянной работой по совершенствованию конструкции мотобуксировщика, некоторые изменения конструкции могут быть не отражены в настоящем издании паспорта. Мотобуксировщик имеет сертификат соответствия № С-RU.ДЛ02.В.00084,выданный органом по сертификации АС «СЕРТЛЕСМАШ», со сроком действия с 04.07.2012 г. по 03.07.2017 г.
2. ОСНОВНЫЕ ТЕХНИЧЕСКИЕ ДАННЫЕ
Габаритные размеры:
- длина при сложенном положении руля,мм, не более 1450
- длина с разложенным рулем, мм, не более 2500
- ширина, мм, не более 510
- высота (без учета регулировки руля по высоте), мм, не более 650
Размеры мотобуксировщика в положении для транспортирования, мм, не более:
- длина 950
- высота 710
Габаритные размеры саней, мм, не более:
- длина 1600
- ширина 750
Ширина гусеничной ленты, мм, 380
Рабочая скорость, км/ч, не более 25
Масса, кг, не более 85
Двигатель карбюраторный, четырехтактный. Мощность, кВт (л.с.), не менее 3,68 (5,0)
Эксплуатационный расход топлива, л/ч, не более 2,0. Топливо бензин автомобильный с октановым числом 92.
Масло в картере двигателя на заводе-изготовителе, картер двигателя заправлен маслом SAE 5W-30, в дальнейшем, при выборе масла руководствуйтесь указаниями Руководства поэксплуатации двигателя. Объем масла в картере двигателя, л 0,6
Масло в редукторе двигателя ВМГЗ ТУ 0253-085-04001396-04ю Объем масла в редукторе двигателя, л 0,5
Масса перевозимого груза на багажнике, кг, не более 50. Масса буксируемого груза (включая массу водителя и саней), кг, не более 200.
ГАРАНТИЙНЫЕ ОБЯЗАТЕЛЬСТВА
Торгующая организация гарантируют исправную работу мотобуксировщика МБГ-1 при соблюдении потребителем условий и правил транспортирования, хранения, эксплуатации, технического обслуживания и ухода, оговоренных в данном паспорте.
Гарантийный срок эксплуатации мотобуксировщика 12 месяцев для личного использования и 3 месяца для коммерческого использования. Гарантийный срок начинается со дня приобретения мотобуксировщика первым розничным покупателем или первым коммерческим пользователем.
ПРИМЕЧАНИЕ
«Личное использование» - означает эксплуатацию мотобуксировщика розничным покупателем.
«Коммерческое использование» - подразумевает все иные варианты эксплуатации,включая те, которые связаны с извлечением дохода и сдачу в аренду.
Как только мотобуксировщик побывал в коммерческом использовании, он сразу считается в рамках настоящих гарантийных обязательств изделием коммерческого использования.
Гарантийный срок хранения в заводской упаковке 12 месяцев.
Ремонт до истечения гарантийного срока производится бесплатно.
Замена неисправного мотобуксировщика, вышедшего из строя в период гарантийного срока, осуществляется в сроки и в порядке, соответствующим действующему законодательству РФ.
Торгующая организация не несут ответственности по гарантии, если:
- истек срок гарантийной эксплуатации;
- предъявленный мотобуксировщик разукомплектован;
- нарушались правила хранения и транспортирования мотобуксировщика владельцем ;
- владелец, или другое неуполномоченное лицо, ремонтировал или разбирал двигатель в период гарантийного срока работы;
- не предъявляется паспорт или в нем отсутствуют отметки торгующей организации (штамп и дата продажи, отметка о предпродажной подготовке);
- мотобуксировщик использовался не по назначению;
- владелец заменял (дорабатывал) детали мотобуксировщика на детали, не предусмотренные конструкцией, или производил самостоятельную разборку мотобуксировщика;
- в картере двигателя обнаружено недостаточное количество масла или полное его отсутствие;
- мотобуксировщик вышел из строя по вине потребителя в результате несоблюдения указаний данного паспорта по эксплуатации, небрежного обращения или нанесения механических повреждений;
- потребитель не соблюдал периодичность и объём технического обслуживания.
Гарантия не распространяется:
- на расходные материалы (гусеницу, шплинты, оси, пусковой шнур, пластмассовые детали двигателя, масла);
- на последствия от воздействия таких внешних факторов, как природные явления, стихийные или экологические бедствия.
Рис. 1. Мотобуксировщик МБГ-1. 1 – брызговик; 2 – рукоятка; 3 – багажник; 4 – рычаг управления дросселем; 5 – руль; 6 – рукоятка; 7 – кожух верхний; 8 – кожух нижний; 9 – шестерня ведущей оси; 10 – ролик опорный; 11 – шплинт; 12,13 - ролик опорный; 14 – шпилька; 15 – гусеница;
16 – стойка руля; 17- размыкатель зажигания18 – направляющая звездочка; 19 – опора; 20 – тележка; 21 – рама; 22– ведущая звездочка;23 - рукоятка стартера; 24 – стойка рамы.
ВНИМАНИЕ!
Места зачаливания (подъема и переноса) мотобуксировщика поз. 24 (в центре) и поз.19 (два места).19
ПОДГОТОВКА МОТОБУКСИРОВЩИКА К РАБОТЕ
11.1. Распаковка мотобуксировщика.
Распакуйте мотобуксировщик и удалите внешнюю консервационную смазку ветошью, смоченной в бензине, протрите мотобуксировщик насухо.
Переведите руль 5 и тележку 20 (рис.1) из положения для транспортирования рис. 2 в рабочее в соответствии с рис. 1. Руль необходимо перевернуть на 180˚.
Рис. 3. Регулировка положения руля.
1 – руль; 2 – рукоятка; 3 – шплинт; 4 – регулировочные отверстия; 5 – стойка руля 6 – ось; 7 - кронштейн рамы. Закрепите руль 1 (рис. 3) на стойках 5 (рис. 3) рукоятками 2 (рис. 3). Отрегулируйте удобную для Вас высоту руля, используя регулировочные отверстия 4 (рис. 3) и зафиксируйте руль в выбранном положениипри помощи осей 6 (рис. 3 ), оси зашплинтуйте. Регулировочные отверстия 4 (рис. 3) позволяют устанавливать руль в трех фиксированных положениях: - верхние отверстия для фиксации руля при транспортировании;- средние отверстия - оператор стоит в санях или идет за мотобуксировщиком;- нижние отверстия - оператор сидит в санях. Исходя из условий эксплуатации, можно использовать «плавающий» руль, т.е. не закреплять его в кронштейнах рамы.Рис. 4. Установка тележки и багажника.
1 – багажник; 2 – рукоятка; 3 – опора; 4 – тележка; 5 – ось. Зафиксируйте тележку 4(рис. 4) в рабочем положении осями 5, оси зашплинтуйте. Багажник 1 закрепляется на опоре 3 рукояткой 2 (см. Рис. 4)11.2. Проверка ходовой части
Рис. 5. Регулировка натяжения гусеницы
1 – натяжка; 2 – контргайка; 3 – передняя ось.Произвести регулировку натяжения гусеницы. Регулировку производить натяжками (рис. 5). Регулировкой обеспечить размер между гусеницей и балкой основной 55 +5 мм.
Разница левого и правого межосевого расстояния между осью ведущей звездочки и осью направляющей звездочки должна быть не более ± 1 мм. При необходимости отрегулируйте межосевое расстояние с помощью натяжки 1 и контргайки 2. После регулировки, гусеница должна легко прокатываться по горизонтальной поверхности. Регулировку и проверкупроводить до постановки цепи приводного вала.
ВНИМАНИЕ! Перед каждой длительной стоянкой следует очищать гусеницу мотобуксировщика от набившегося снега, чтобы избежать смерзания и обледенения, которые могут осложнить начало дальнейшего движения.
Для предотвращения преждевременного выхода из строя трансмиссии мотобуксировщика рекомендуемые габаритные размеры саней не более: длина - 1600 мм, ширина - 750 мм
11.3. Проверка натяжения цепи привода промежуточного вала.
Натяжение цепи привода промежуточного вала регулируется перемещением двигателя.
Для этого необходимо:
- снять кожух верхний 1 (рис. 6);
- ослабить четыре гайки 6 (рис.6) крепления двигателя к платформе и две контргайки 5(рис. 6);
- отрегулировать при помощи двух регулировочных болтов 4 (рис. 6) натяжение приводной цепи. Стрела прогиба должна составлять 7...12 мм;
- зафиксировать положение натяжных болтов контргайками;
- затянуть четыре гайки крепления двигателя к платформе;
- установить на место кожух верхний 1 (рис. 6).21
11.4. Проверка натяжения цепи привода ведущего вала.
Натяжение цепи привода ведущего вала регулируется перемещением оси промежуточного вала. Для компенсации растяжения цепи и для снижения вибрации при торможении мотобуксировщика применен башмак поз. 6 (рис. 7) натяжения холостой ветви цепи. Для регулировки натяжения цепи привода ведущего вала следует :
- снять кожух нижний 8 (рис.1);
- снять или отвести башмак 6 (рис. 7);
- ослабить контргайку 2 (рис. 7) и четыре гайки крепления опоры промежуточного вала;
- перемещая ось промежуточного вала 1 (рис. 7) регулировочным болтом 3 (рис. 7) добиться, чтобы стрела прогиба холостой ветви цепи составляла 7...10 мм;
- завернуть контргайку 2 (рис. 7);
- вернуть на прежнее место башмак 6 (рис. 7);
- установить кожух нижний на прежнее место.
Рис. 7. Проверка натяжения цепи привода ведущего вала
1 – промежуточный вал; 2- контргайка; 3 –регулировочный болт; 4 – цепь привода ведущего вала; 5 – ось ведущего вала; 6 - башмак.11.5. Проверка работы троса дросселя.
Несколько раз нажмите и отпустите рычаг управления дросселем 4 (рис. 1). Тросик должен перемещаться легко, без заеданий. Если при движении тросика наблюдается заедание или повышенное трение, необходимо закапать под оболочку тросика 5-10 капель любого моторного масла.
11.6. Подготовка двигателя к работе осуществляется согласно указаниям Руководства по эксплуатации двигателя. На Вашем мотобуксировщике установлен двигатель с двухэлементным типом фильтра. Фильтрующий элемент состоит из бумажного фильтра и полиуретановой защитной муфты. В процессе эксплуатации возможно забивание фильтрующего элемента снежной пылью, обледенение или обмерзание. Признаками этого являются:
- затрудненный запуск;
- появление черной копоти;
- снижение мощности двигателя;
- неустойчивая работа двигателя на минимальных оборотах.
Для устранения причины появления перечисленных признаков необходимо снять крышку фильтра и вынуть фильтрующий элемент. Фильтрующий элемент очистить от снега и загрязнения, при необходимости просушить. Если фильтрующий элемент обледенел, допускается кратковременное движение по заснеженной поверхности без фильтрующего элемента. В этом случае при первой же возможности следует очистить, просушить фильтрующий элемент и установить его на место.
ВНИМАНИЕ! Продолжительная эксплуатация двигателя без установленного фильтрующего элемента приведет к быстрому изнашиванию двигателя.
После установки фильтрующего элемента на место и установки крышки фильтра следует проверить функциональность праймера 4 (рис. 8) (при нажатии на праймер воздух должен 22 поступать в поплавковую камеру карбюратора). Если шланг пережат, кнопка праймера будет упругой, снимите крышку и устраните пережатие шланга.
Рекомендуется после каждой эксплуатации мотобуксировщика очистить и просушить фильтрующий элемент.
12. ПОРЯДОК РАБОТЫ
12. 1. Запуск двигателя.
Перед запуском двигателя внимательно изучите Руководство по эксплуатации двигателя.
На мотобуксировщик установлен модернизированный двигатель, предназначенный для эксплуатации зимой. Для облегчения запуска двигателя в холодное время года двигатель оснащен праймером 4 (рис. 8). Нажав несколько раз на праймер, поднимите уровень топлива в поплавковой камере.
Внимание! Перед запуском двигателя необходимо надеть шнурок размыкателя 16 (рис. 1) на кисть руки оператора и установить выключатель двигателя 6 (рис. 8) и рычаг топливного крана 2 (рис. 8) в положение «ON»( ВКЛ.).
Пуск двигателя производите на горизонтально установленном мотобуксировщике, согласно указаниям Руководства по эксплуатации двигателя. При запуске холодного двигателя рычаг пускового устройства 3 (рис. 8) установить в положение «CLOSE» («Закрыто»), а рычаг дросселя 5 (рис. 8) передвиньте влево не более половины его перемещения (см. Руководство по эксплуатации двигателя). Слегка потяните рукоятку стартера, пока не почувствуете сопротивление, затем резко дерните ее на себя.
ПРЕДОСТЕРЕЖЕНИЕ! Не отпускайте резко рукоятку стартера. Медленно отпустите рукоятку в соответствии с силой раскручивания.
Если двигатель не завелся с первого раза, повторите попытки до запуска двигателя
Рис. 8. Двигатель мотобуксировщика.
1 - рукоятка стартера; 2 – рычаг топливного крана; 3 – рычаг пускового устройства (рычаг дроссельной заслонки); 4 – праймер; 5 – рычаг дросселя; 6 – выключатель двигателя.После запуска прогрейте двигатель в течение 1...2 минут. Закройте рычаг пускового устройства 3 (рис. 8). Мотобуксировщик готов начать движение. Для начала движения нажмите на рычаг управления дросселем 4 (рис. 1) до упора, контролируя направление движения мотобуксировщика.
Во время продолжительной стоянки при низких температурах рекомендуется периодически запускать и прогревать двигатель, чтобы избежать в дальнейшем трудностей с запуском двигателя.
12.2. Остановка мотобуксировщика
Для остановки двигателя отпустите рычаг управления дросселем 4 (рис. 1), переведите выключатель двигателя 6 (рис. 8) и рычаг топливного крана 2 (рис. 8) в положение «OFF» (ВЫКЛ.). По окончании движения и выключении двигателя очистите трос ручного стартера от снега и льда. Для этого, при выключателе двигателя в положении «OFF» (ВЫКЛ.), потяните несколько раз за рукоятку стартера.
ВНИМАНИЕ! Для экстренной остановки двигателя мотобуксировщика пользуйтесь размыкателем зажигания 17 (рис. 1). Шнурок размыкателя одевается на кисть правой руки 23 оператора. В ситуации, когда рука оператора отрывается от руля, шнурок срывает заглушку с упора, выключатель замыкает цепь зажигания на массу, двигатель останавливается.
ВНИМАНИЕ! Тормозной путь мотобуксировщика зависит от конкретных условий эксплуатации (лед, снег, твердый снег и т.д.), поэтому заранее оценивайте длину возможного тормозного пути.
12.3. Обкатка мотобуксировщика.
Первые 25 часов эксплуатации мотобуксировщика являются периодом приработки его деталей и узлов, поэтому перегрузка мотобуксировщика в этот период недопустима.
Движение начинайте только после прогрева двигателя. В период обкатки старайтесь избегать эксплуатации мотобуксировщика с полной нагрузкой и в сложных дорожных условиях. Эксплуатацию и техническое обслуживание двигателя Вашего мотобуксировщика в период обкатки производите в строгом соответствии с Руководством по эксплуатации двигателя.
ВНИМАНИЕ! При недостаточной или некачественной обкатке двигателя и трансмиссии значительно сокращается общий срок службы мотобуксировщика!
12.4. Транспортирование мотобуксировщика.
Для удобства при транспортировании мотобуксировщик можно сложить см. рис. 2, выполнив действия раздела 11.1 в обратном порядке. При проведении погрузочно-разгрузочных работ мотобуксировщик должен находиться в горизонтальном положении (во избежание утечки масла из двигателя). Переносите мотобуксировщик, удерживая его за раму над гусеницей. При перевозке мотобуксировщика обеспечьте его надежную фиксацию для предотвращения механических повреждений.
13. РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ТЕХНИЧЕСКОМУ ОБСЛУЖИВАНИЮ
Техническое обслуживание заключается в мойке, заправке, смазке, контроле состояния резьбовых соединений и шплинтов. Техническое обслуживание двигателя проводить согласно Руководству по эксплуатации на двигатель.
13.1. Перед каждым использованием проверить:
- наличие топлива в баке;
- уровень масла в двигателе (при проверке двигатель должен быть расположен горизонтально), при необходимости долить масло согласно указаниям Руководства по эксплуатации двигателя;
- состояние и натяжение гусеницы, при необходимости отрегулировать натяжение гусеницы согласно пункту 11.2 данного паспорта;
- натяжение цепей привода промежуточного вала и привода ведущего вала, при необходимости отрегулировать согласно указаниям пунктов 11.3 и 11.4 данного паспорта;
- плавность работы троса дросселя, при необходимости смазать см. пункт 11.5 данного паспорта;
- надежность затяжки резьбовых соединений, при необходимости подтянуть;
- состояние шплинтов, сломанные шплинты заменить.
13.2. После каждого использования:
- после каждого выключения двигателя очистить трос ручного стартера от снега и льда;
- по окончании эксплуатации мотобуксировщик необходимо очистить от снега;
- после каждой эксплуатации очистить и просушить фильтрующий элемент.
14. ПРАВИЛА ХРАНЕНИЯ
14.1. Мотобуксировщик хранить в помещении с естественной вентиляцией и только при горизонтальном положении двигателя.
Не допускается хранение мотобуксировщика и принадлежностей к нему в одном помещении с химически активными веществами.
14.2. Кратковременное хранение (до одного месяца):
- очистить мотобуксировщик от снега;
- очистить и просушить фильтрующий элемент;24
- проверить состояние покрытий. При обнаружении нарушения покрытия или образовании ржавчины необходимо поврежденный участок зачистить и покрасить синтетической эмалью соответствующего цвета, или покрыть консервационной смазкой;
- слить топливо из топливного бака;
- смазать моторным маслом приводные цепи.
14.3. Длительное хранение:
- выполнить работы по п. 14.2;
- покрыть неокрашенные поверхности мотобуксировщика антикоррозионной смазкой;
- законсервировать двигатель согласно Руководству по эксплуатации на двигатель;
- поставить мотобуксировщик на влагоизолирующую подставку.
Один раз в три месяца осматривайте мотобуксировщик. При обнаружении нарушения покрытия или образования ржавчины необходимо поврежденный участок зачистить и покрасить соответствующей эмалью, или смазать консервационной смазкой. По окончании хранения, перед началом эксплуатации произвести расконсервацию мотобуксировщика.